
Гібридизація територіального питання
Путінське повномасштабне вторгнення в Україну однією зі своїх справжніх стратегічних цілей бачило територіальне розширення й так найбільш великої за площею країни світу. У Кремлі бачать відкушування та перетравлення чужих територій інструментом підтримки в тонусі імперської логіки існування, по правді йдеться про квазіімперську логіку. Вся справа у дефіциті людського ресурсу. За найскромнішими оцінками природне зменшення населення РФ 2024 року становило 600 тис. чол. Усередині країни шаленими темпами наростають мігрантські спільноти, які змінюють її демографічний профіль, перетворюючи на аморфну, клекотливу і слабко керовану масу.
Пытаясь удержать под своим контролем Крым и другие оккупированные территории, вскрылась хроническая неспособность путинских территориалистов обеспечить их колонизацию. Вместо этого появилась реинкарнация нового Дикого поля. Фактически буферное пространство, черная дыра, создающая грандиозный комплекс проблем без каких-либо ощутимых преимуществ. Отчасти так видятся “российские завоевания” внешним наблюдателям, в том числе в США.
Острой темой последних дней, в свете попыток Трампа заключить сделку с Путиным, стали именно территориальные проблемы. Краеугольным камнем полемики является Крым, а именно способность Белым домом признать его оккупацию российской стороной в юридической плоскости. Проще говоря отказаться от своей же Крымской декларации 2018 года и стать соучастником раздела Украины. Все как в 1938 году с Чехословакией.
Утечки в СМИ вариантов ингредиентов сделки с Путиным с целью прекращения боевых действий, включают крымский вопрос. Трамп считает его очень проблемным наследием прежних администраций, включая и свое правление в 2017-2021 годах, и потому предлагает гибридное временное решение данного кейса. Москва в 2014 году гибридным образом произвела захват и противозаконную аннексию полуострова, и тем самым обрекла на свою голову санкционную бурю. Против Москвы введено свыше 28600 санкций, и живется с таким грузом весьма дурно, учитывая борьбу с лозейками для их обхода, вроде “теневого флота”. В свете озвученного Вашингтон через спецпредставителя Уиткоффа предлагает Москве гибридный подход для нормализации: достижение перемирия при условии отказа США от признания российских захватов de jure в обмен на временное признание российского контроля над оккупированными территориями и постепенное снятие санкций для оживления экономической активности.
“Перемирие в обмен на экономику” при вынесении темы статуса оккупированных территорий за скобки. Это без преувеличения гибридный сценарий не дающий финального решения имеющего места кровоточащего конфликта. Это легализация его заморозки с перспективой новой эскалации в обозримой перспективе, ведь о демилитаризации Украины и России речь совсем не идет.
Только такой вариант может обеспечить хоть какую-то видимость успешности российской дипломатии Трампа к 100 дням его президентства, которые приходятся на 30 июня. Внутри США начало его второго срока видят “пугающим” и “хаотичным”, тарифные войны и сокращение бюджетных расходов не находят массовой поддержки, а сам уровень доверия к Трампу остается на уровне 40%. Такой индекс поддержки является худшим за последние полвека, и повторяет путь его первого президентства.
Нужно уделить внимание такому моменту, что хромая политика США на российском треке очень воодушевляет Китай. Из Пекина взирают на происходящее с оптимизмом, ведь ослабление американских позиций на глобальном уровне, а самого Трампа внутри США позволяют им все больше развязать руки в вопросе Тайваня. Люди красного диктатора Си не дремлют и держат нос по ветру. Пока идут поиски условий гибридной сделки для остановки российского вторжения в Украине китайцы дерзко захватывают спорный риф Сэнди-Кей, расположенный всего в нескольких километрах от стратегического военного форпоста Филиппин в Южно-Китайском море. В отличие от истощенной в людском плане Москвы им точно хватит людей для большой экспансии, тыкая пальцем на подобные потуги убого северного соседа.
Джерело: OBOZ.UA